Рекомендации для предпринимателей в 2019 году
В данной статье содержится обзор рекомендаций для ИП в 2019 году, составленный на собственном опыте, опыте коллег, общении с банкирами и государственными структурами, а также структурированная информация с других сайтов.
Общие рекомендации:
- Ваша деятельность должна соответствовать вашим ОКВЭДам.
- Договоры с контрагентами должны иметь экономический смысл (выгоду).
- У вас должно быть несколько заказчиков, как источников дохода, если он единственный — налоговая может счесть ваши отношения трудовыми.
- Объем выполняемых вами работ (поставляемых товаров, оказываемых услуг) должен соотноситься с количеством оформленных сотрудников или субподрядчиков. Участились случаи вызова в налоговую с требованием доказать как индивидуальный предприниматель смог, например, в одиночку исполнить крупный договор. Если выясняется, что по факту были привлечены третьи лица, налоговая может доначислить налоги за трудовые отношения.
- Арендуйте офис. Важна не сумма аренды, а сам факт. Есть практика, когда при продаже вашего жилья по адресу регистрации ИП, налоговая относит продажу жилья в доходы ИП, с которых вы должны заплатить налог, так как оно использовалось для осуществления предпринимательской деятельности (например, 6% со всей суммы). Про ИП и недвижимость будет отдельная статья.
Взаимодействие с банками, в том числе в рамках 115-ФЗ:
- Ознакомьтесь со статьями:
- Откройте счета в разных банках. Платите налоги с каждого из них (например, в разрезе операций по каждому из банков), отправляйте сведения об оплаченных налогах во все банки.
-
Создайте документ с информацией о вас и вашей деятельности и превентивно направьте его в отделы финмониторинга банков:
- дата создания ИП;
- основные виды деятельности;
- применяемая система налогообложения;
- информация об основных контрагентах (источниках доходов);
- налоговые декларации за прошедшие годы;
- сведения о фактической уплате налогов и сборов;
- общая информация о вас, как о предпринимателе: фото, образование, опыт, достижения и т.п.;
- другая информация на ваше усмотрение, подтверждающая, что вы ведете реальный бизнес в полном соответствии с законодательством.
Также, по возможности, приложите типовой договор (если такой есть), по которому вы получаете доходы и справку из налоговой об отсутствии задолженности. - Помните, что банки хотят видеть в ваших операциях признаки операционной деятельности:
- переводы заработной платы и налоговых отчислений за сотрудников;
- оплаты, дающие представление о цепочке происхождения поставляемых вами товаров (оказываемых услуг или выполняемых работ);
- оплаты за коммунальные и хозяйственные нужды: аренда, компьютеры, канцтовары, мебель, интернет и т.д.
- Остерегайтесь оплаты за третьих лиц. Банк может инициировать дополнительные проверки для получения сведений о бенефициарах по платежам.
- Держите остаток на счете.
- При оплате на физических лиц, платите за них НДФЛ, желательно в тот же день.
- При возврате займов, сразу платите проценты по займу.
Налоги:
- При наличии желания и возможностей, налоги можно оплачивать раньше, чем того требует законодательство (после окончания отчетных периодов). Иногда это нужно с целью соблюдения банковских нормативов на соотношение расходов/налогов (в основном это 0.9%) или для безопасных переводов на личный счет. Есть много нормативных документов, где прописано, что деньги индивидуального предпринимателя становятся личными средствами физического лица после уплаты всех налогов. Хотя это довольно спорная позиция.
- Сохраняйте в электронной форме справки из налоговой, п/п по налоговым платежам, отчетность и т.д.
Минимизация других рисков:
- Собирайте с контрагентов: выписки из ЕГРЮЛ (с сайта налоговой с ЭЦП), учредительные документы и документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени контрагента (для директора — это решение учредителей + приказ о вступлении в должность, для других лиц еще и доверенность).
- Проверяйте подлинность подписи в документах с контрагентами (хотя бы “на глаз”).
- Если вы генподрядчик или субподрядчик по государственным или муниципальным контрактам, в случае проверок вас могут вызвать, например, в ОБЭП с целью получить ответы на вопросы:
- Реальность ваших сделок — убедитесь в возможности документального подтверждения факта выполненных работ.
- Могли ли вы быть тем человеком, который потенциально был звеном для обналичивания средств и передачи их чиновникам в качестве отката — убедитесь в отсутствии аффилированности и сомнительных операциях по счету.
- Как вас нашел генподрядчик (если вы субподрядчик)? Как вы познакомились? Почему с вами заключили договор? С кем вы знакомы в организации госзаказчика и т.д.?
- Сделайте себе сайт-визитку.
- Будьте аккуратны, если вы используете ИП для дробления бизнеса. Подробнее тут.
- Проверьте, являетесь ли вы взаимозависимым лицом по отношению к другим организациям и оцените связанные с этим риски:
- вы директор в другой организации;
- вы учредитель с долей более 25% в другой организации.
- Не предоставляйте беспроцентные займы другим лицам. Формально такая операция не имеет экономического смысла для вас, а при возникновении проблем у заемщика, вас могут расценить как одного из бенефициаров его деятельности.
Для хранения документов о контрагентах, справок из налоговой, договоров, актов и т.д. предпочтительно пользоваться системой электронного документооборота. Таким образом, в случае необходимости, вы сможете быстро все найти и предоставить. Я например, пользуюсь сервисом ЕКС. Там реестр договоров и все документы по контрагентам, в том числе договоры и акты в электронной форме, подписанные ЭЦП и имеющие юридическую силу.
Отнеситесь серьезно к этим и другим советам, ведь ваша репутация как ИП (в том числе при взаимодействии с банками) — по сути ваша личная репутация. Негативные факторы у ИП могут сказаться на ваших действиях и операциях как физического лица.
Автор: Дмитрий Сурков
Оригинал на russianstoic.ru
Instagram-канал: @russianstoic
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Блог», может не совпадать с мнением администрации сайта.